Актуальность темы заключается в том, что антикоррупционные меры в учреждениях образования на сегодняшний день являются острой проблемой в образовании Республики Казахстан, поэтому я считаю, что нужно принимать ожесточительные меры по искоренению взяточничества со стороны наших преподавателей.
Одной из приоритетных задач построения демократического общества на сегодняшний день является борьба с коррупцией.
Коррупция - это не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ. Правонарушениями, связанными с коррупцией (коррупционными правонарушениями), являются - деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством РК административную и уголовную ответственность.
Актуальность борьбы с коррупцией заключается в том, что она должна носить комплексный характер. Необходимы консолидированные усилия не только государства, но и всего гражданского общества во всех регионах страны. Результат будет, когда борьба с коррупцией, во-первых, станет постоянной и неослабевающей функцией государства, во-вторых — предметом неусыпного и бдительного контроля со стороны общества.
Коррупция оказывает разрушительное воздействие на все правовые институты. Факты коррупции, имеющие место в сфере образования, оказывают растлевающее и разрушительное влияние на процесс формирования казахстанской молодежи, ее нравственные устои и веру в созидательные процессы в Казахстане. А это намного опаснее. Не поставив на системную основу борьбу с коррупцией, не искоренив питательную среду ее дальнейшего существования, можно быть уверенным, рядом с нами будет формироваться при нашем бездействии, новое поколение казахстанцев, далеких от мыслей о патриотизме, а, значит, и без веры в будущее Казахстана. Это уже трагедия.
Учитывая это, по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, Казахстан первым из стран СНГ 02.07.1998 года принял Закон «О борьбе с коррупцией», который направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, и определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности. Также Закон «О борьбе с коррупцией» направлен на расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении государством, на укрепление доверия населения к государству и его структурам, стимулирование компетентных специалистов к поступлению на государственную службу, создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции.
В соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года), ратифицированной Законом РК от 4 мая 2008 года № 31-IV с заявлениями и оговоркой каждое Государство-участник, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности.
Каждое Государство-участник стремится устанавливать и поощрять эффективные виды практики, направленные на предупреждение коррупции.
Каждое Государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Государства-участники, в надлежащих случаях и в соответствии с основополагающими принципами своих правовых систем, взаимодействуют друг с другом и с соответствующими международными и региональными организациями в разработке и содействии осуществлению мер, указанных в настоящей статье. Это взаимодействие может включать участие в международных программах и проектах, направленных на предупреждение коррупции.
Каждое Государство-участник принимает меры, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, с тем, чтобы урегулировать вопрос о последствиях коррупции. В этом контексте Государства-участники могут рассматривать коррупцию в качестве фактора, имеющего значение в производстве для аннулирования или расторжения контрактов, или отзыва концессий или других аналогичных инструментов, или принятия иных мер по исправлению создавшегося положения.
Наиболее характерными видами преступлений, связанных с коррупцией в сфере образования, являются следующие:
Цели и задачи борьбы с коррупцией
· Обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан и общества от коррупции;
· Совершенствование нормативной правовой базы по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений;
· Оптимизация форм, методов и средств противодействия коррупции
· Взаимодействие со структурами гражданского общества;
· Расширение и активизация международного сотрудничества Казахстана в сфере борьбы с коррупцией.
Основные принципы борьбы с коррупцией
Борьба с коррупцией осуществляется на основе: равенства всех перед законом и судом; обеспечения четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней:
· совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;
· приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства;
· признания допустимости ограничений прав и свобод должностных и других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним, в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан;
· выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, финансовой и военной полиции.
Антикоррпционные меры в учреждениях образования:
В соответствии с Кодексом чести государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих), государственные служащие должны противостоять проявлениям коррупции, не допускать коррупционных правонарушений либо деяний, сопряженных с коррупцией или создающих условия для коррупции.
Государственные служащие должны пресекать факты коррупционных правонарушений со стороны других государственных служащих.
Если государственный служащий располагает достоверной информацией о коррупционном правонарушении, он должен принять необходимые меры по предотвращению и прекращению такого правонарушения.
К необходимым мерам относятся информирование уполномоченных государственных органов и информирование вышестоящего руководителя, руководства государственного органа.
После получения информации о коррупционном правонарушении руководство государственного органа принимает по ним соответствующие меры, в том числе по защите государственного служащего, если в его действиях нет нарушений законодательства, от незаконного преследования, негативно влияющего на дальнейшую служебную деятельность государственного служащего, его права и законные интересы.
В соответствии были определены следующие мероприятия:
1) Продолжить работу по сокращению лицензируемых видов образовательной деятельности и разрешительных функций государственных органов;
2) Унифицировать и развивать имеющиеся автоматизированные базы данных МОН РК в целях усиления взаимодействия по противодействию коррупции;
3) Продолжить процедуры упрощения порядка получения лицензий или разрешений на организацию того или иного вида предпринимательской деятельности;
4) Продолжить практику выступления в средствах массовой информации, а также проведения круглых столов, конференций, лекций, семинаров, брифингов на анти-коррупционную тематику, при этом использовать новые методы и формы тренингового обучения;
5) Продолжить проведение в организациях среднего, технического профессионального, высшего образования занятий, повышение квалификации педагогических работников системы образования по антикоррупционной направленности, с приглашением ответственных должностных лиц;
6) Разработать и реализовать специальные обучающие программы для студентов, школьников, детей дошкольных учреждений о коррупционных рисках, способах противодействия коррупции и антикоррупционном поведении;
7) Обеспечить поддержку субъектов гражданского общества, целенаправленно и последовательно занимающихся формированием антикоррупционного мировоззрения у граждан;
8) Расширить положительную практику функционирования «телефона доверия», почтового ящика для писем и обращений физических и юридических лиц;
9) Ввести в практику проведение регулярных встреч руководителей Министерства образования и науки Республики Казахстан и его подведомственных организаций с представителями общественных и неправительственных организаций;
10) Создать отдельные разделы «Вопросы противодействия коррупции» для обеспечения широкого доступа населения к правовой информации антикоррупционной направленности на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;
11) Обеспечить информационную прозрачность применения и реализации решений по расходованию бюджетных средств;
12) Внести предложения о механизме привлечения к ответственности руководителей государственных органов за не исполнение обязанностей по противодействию коррупции;
13) Внести предложения по внедрению института общественного порицания, как неотъемлемую часть наказания за коррупционные правонарушения;
14) Отслеживать публикации в средствах массовой информации о состоянии коррупции в организациях образования;
15) Обеспечить организацию и проведение учебных семинар-тренингов в целях создания атмосферы нетерпимости к фактам проявления коррупционных действий в государственных и частных организациях образования, с участием представителей правоохранительных органов и неправительственных организаций;
17) Обеспечивать своевременную публикацию и размещение на сайте Министерства образования и науки Республики Казахстан результатов государственной аттестации организаций образования и науки;
18) Активизировать пропаганду антикоррупционного воспитания молодежи, обучающихся в государственных и частных организациях образования.
Во исполнение указанных мер, по моему мнению, в каждом образовательном учреждении должны ежегодно разрабатываться планы воспитательной работы, в которые, в обязательном порядке должны включаться пункты по правовому воспитанию педагогов. Кроме того, должны быть организованы встречи преподавателей с работниками правоохранительных органов.
В целях предупреждения и профилактики коррупционных правонарушений должны осуществляться следующие мероприятия:
- создание дисциплинарной комиссии;
- создание комиссии по профилактике коррупционных правонарушений;
- соблюдение Кодекса чести преподавателя, утвержденного Ученым советом образовательного учреждения;
- рассмотрение на всех факультетах и на кураторских часах, круглых столах тем «Закон и коррупция», «Меры противодействия коррупции» с просмотром видеороликов. С этой целью в учебных заведениях должна проводиться на регулярной основе определенная работа антикоррупционной направленности как среди учащихся, так и среди преподавательского состава. Педагогический коллектив должен осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учебном заведении и по месту жительства. Воспитание уважения к законам Республики Казахстан, нормам коллективной жизни, развития гражданской и социальной ответственности. В течение учебного года в учебных заведениях должны проводиться занятия правового лектория с участием работников правопорядка и преподавателей правовых дисциплин.
- организация конкурсов плакатов «Мы против коррупции»;
- проведение в период зачетно-экзаменационных сессий акции «Сессия без взяток»;
- проведение в средних и высших учебных заведениях занятий с приглашением государственных служащих, повышение квалификации педагогических работников системы образования по антикоррупционной направленности. С этой целью Государственные служащие управления образования регулярно должны проходить переподготовку и повышение квалификации в областном региональном центре повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан согласно утвержденному графику, предусматривающему обязательное обучение каждого государственного служащего раз в три года.
- расширение положительной практики функционирования «телефона доверия», почтового ящика для писем и обращений физических и юридических лиц.
Факты коррупционных правонарушений, а также причины, повлекшие данное правонарушение, должны доводиться до сведения всех субъектов образовательного процесса с целью ознакомления и недопущения в деятельности работников образования.
В заключении я хотела бы отметить то, что совместными усилиями педагогов образовательных учреждений мы можем и должны принять все меры по недопущению коррупционных правонарушений и также выполнению антикоррупционной программы в учреждениях образования.